Музыка – это тоже информационный поток.

Современный человек живет во все более и более уплотняющемся потоке информации. Характер этого потока настолько многообразен, что мы просто не способны пока многое из него усвоить и пропустить через  сознание. Но кто задумывается над качеством информационного потока и о его влиянии на наше мышление, психическое  и физическое состояние здоровья, и как результат – на нашу жизнь?

Музыка – это тоже информационный поток. Большинство людей любят слушать музыку, до конца не осознавая, какое она имеет воздействие на человека. Иногда музыка вызывает излишнюю энергию, а порой оказывает расслабляющее действие. Но какова бы ни была реакция слушателя на музыку, она, безусловно, имеет свойство оказывать влияние на психику человека. Еще древние философы утверждали, что музыка способна гармонично развивать и наполнять человека. Кроме того, она обладает функциями созидания и разрушения.

Новейшие теории и эксперименты современных физиков говорят о том, что весь наш мир имеет волновую природу: воздух, твердые предметы, наши тела и даже мысли и чувства.  А то, что звук является волной, мы знаем со школы. Это значит, что мы способны получать информацию от любого объекта, даже неосознанно.

Ни для кого не секрет, что в различном психическом состоянии мы используем разные слова, обороты речи и строим по-разному предложения, наполняя его жесткими или приятными, добрыми или злыми, радостными или печальными словами. По тому, что говорит человек, мы можем сделать какие-то выводы о его настроении, характере, жизненных принципах. Слово, как и любой другой энерго-информационный элемент окружающей среды, видимый и не видимый, имеет свою смысловую качественность и свою вибрацию. Оно является проявлением наших Мыслей и Чувств, наших представлений о жизни, наработанных с детства и воспитанных в нас родителями и социумом. Слово способно и воодушевить, и убить. Его вибрация несет в себе информацию того плана, того уровня сознания, которое активно у нас в текущее время.

Психическим проявлением информации волн являются эмоции. Во все времена музыка была самым сильным фактором воздействия на психику слушателя. Она способна вызывать бурю различных эмоциональных переживаний, которые еще долго переживаются после ее прослушивания. А психическое состояние влечет и соответствующие действия, выборы, решения. Выбор любимого музыкального жанра во многом зависит от психологической, социальной и духовной зрелости личности, от потребностей удовлетворения внутреннего эмоционального и психического состояния. Каждый музыкальный стиль пробуждает в человеке те или иные эмоциональные переживания.

Еще Пифагор призывал использовать музыку в воспитательном процессе и был первым, кто составил научные принципы изучения музыки и ее звучания. Он считал, что музыка способна гармонизировать «душевные недуги» человека. Уже тогда существовали мелодии, созданные «против страстей Души: против уныния и внутренних язв, против раздражения, против гнева…. и других вожделений». А Платон считал, что музыкальное образование должно стать основой государственного образования и обязательным для всех граждан.

Бороздя просторы «мировой  информационной паутины» можно увидеть, насколько актуальна и интересна людям тема влияния музыки на человека, сколько существует различных течений, мнений, исследований и доказательств. Каждый человек старается доказать свое видение, утвердить свое мировоззрение. Но сколько людей, столько и мнений. Я буду стараться придерживаться научно доказанных и обоснованных фактов. Кому-то они могут не понравиться, но в любом случае, каждый человек волен выбирать, что ему слушать и как относиться к изложенным фактам. Современные ученые, изучая вопрос влияния звука и вибрации на психофизическое состояние человека, пришли к выводу, что оно существует!

Информация правит миром

Актуальность смысла этой фразы гораздо глубже, чем то, как мы ее понимаем. Любой объект, будь он живой, неодушевленный или природное явление, несет в себе информацию, свою вибрацию. Любая полученная нами информация влияет на нас и нередко весьма кардинально меняет наше мышление и жизнь.

Каким образом это происходит? Информационное пространство, которое насыщает и которым пользуется человек, условно можно разделить на некие качественные области, формируемые нашим пониманием жизни, межличностными  отношениями, моральными принципами, социальными устоями и прочее. Образуется огромное количество специфичных клише-представлений или конгломератов, отражающих стереотипное мышление нас как представителей человечества. Назовем их формо-образами. Каждый человек, вне зависимости от его территориального и социального происхождения, знает себя во множестве оттенков психических реакций на какое-то действие, предмет, общественное событие и тому подобное, в которых он применяет эти представления. Каждая такая реакция дополняет «портрет» уже существующего формо-образа данного явления, и другие люди часто просто пользуются тем, что уже имеется. Каждый такой формо-образ, являясь следствием психического состояния человека, отражает все его возможные варианты и может быть отражен в проявленной реакции человека в примерно таком же эмоционально-психическом состоянии. То есть у каждой реакции, каждой эмоции человека есть только своя ниша для проявления, вызываемая резонансом информационного содержания. Любой психизм носит информационный характер. Все наше мироздание состоит из сложно-конфигурационных сочетаний разнокачественной информации. И как часть этого грандиозного Творения, мы также состоим из различных аспектов информации. Ну а неповторимость и индивидуальность каждой личности может только свидетельствовать о невообразимо огромном количестве различных вариантов комбинаций информационных фрагментов.

Ну, а дальше все просто. В зависимости от того, из каких информационных фрагментов состоит личность, таким формо-образом соответствующего качества и может пользоваться человек, так как только именно этот формо-образ способен отразить его настроение, взгляды и реакции. И именно поэтому часто мы можем распознать состояние человека, которое он пытается скрыть. Информационной волне его формо-образа не нужны слова для того, чтобы заявить о себе. Знакомые и нам в определенных случаях, состояния другого человека легко опознаются. Сознательно или бессознательно мы реагируем на получаемую информацию. Она способна вызвать наши психические переживания. Любое музыкальное произведение – это также передача автором его формо-образов, несущих заложенную в них информацию.

Человеку, который подходит осознанно к выбору музыки, важно знать, что любое музыкальное произведение отражает психическое состояние как самого автора, являясь неким музыкальным рассказом его эмоционального состояния, так и исполнителя произведения. Написанные в  глубокой депрессии, негативизме, негодовании или состоянии радости, влюбленности, ликования, музыкальные произведения навсегда запечатлевают заложенные переживания и несут эту информацию слушателю.

Информация, которую несет в себе звуковая волна (как и любая другая волна в нашем мире) способна вызывать резонационную активность в конкретном отделе мозга, активизация которого, в свою очередь, ведет к выработке гормона, соответствующего данной области. Распространяясь по всему организму,  гормон, конечно же, влияет на работу органов. Избыточное количество определенного гормона  образует дисбаланс в работе всего организма. А если это происходит постоянно, то возможны различные патологии в функциях каких-либо органов. Мы же, наблюдая такие изменения в здоровье, часто не понимаем их причин.

Такое же влияние на выработку гормонов оказывают и наши мысли. Научные исследования показали, что в зависимости от того, о чем думает человек, у него наблюдается активность мозга в разных зонах. Качество психических реакций активизирует определенную зону мозга.

Мозг – это сложно функциональный «аппарат», отвечающий за слаженную работу наших психизмов и био-системы. Каждая наша реакция, способность адекватно мыслить и поступать, и даже качество мысли и поступков, зависит от слаженной работы всех областей этого органа. Нарушение гармонии в работе систем мозга приводит к дисбалансу гормональной активности в организме, переизбытку или нехватке этих регуляторов некоторых процессов.

Важность этой информации заключается еще и в том, что каждой психической реакции соответствует своя частота, свой диапазон проявления. Даже один непозитивный психизм способен усилить и вызвать активность череды других диссонационных состояний.

Частотный диапазон организма и влияние на него музыки

Считается, что ухо самый важный орган, через который звуковая информация поступает в мозг. Но у нас есть еще некоторые анатомические возможности для приема-передачи звуковых волн. Череп человека – это большая мембрана, сквозь которую звук напрямую идет к мозгу. И что интересно, доктор медицинских наук Сергей Шушарджан, врач со стажем и профессиональный певец, в своих исследованиях о воздействии музыки установил, что даже кожа является проводником звуков в организм. Музыка, имея волновую природу, передается через виброрецепторы в коже, воспринимающие звуковые волны в широком диапазоне. При воздействии на виброрецепторы звуковых волн определенной частоты «запускается» тот или иной механизм реакции организма на воздействие извне.

Каждый орган работает на определенной частотной волне и когда оно попадает в поле с диссонирующей частотностью на долгое время, то возникают моменты сбоя работы органа. Мы начинаем чувствовать недомогание. А постоянное продуцирование человеком однотипных низкочастотных образов (вслух или в мыслях) приводит к различным функциональным отклонениям в работе организма.

На предприятиях с повышенным шумовым фоном стало обязательным измерение уровня шума и вибрации, так как при длительном воздействии на организм человека, они приводят к различным болезням и так называемой вибропаталогии.

Человеческое ухо способно улавливать звуки в диапазоне от 16 Гц до 20000 Гц. Все частоты, не воспринимаемые нашим слуховым аппаратом, до 16 Гц относятся к  инфразвуку, а свыше 20000 Гц – к ультразвуковому спектру волновых колебаний.

Ритмы, характерные для большинства органов и систем организма «человека», лежат в инфразвуковом диапазоне. Внутренние органы нашего тела имеют достаточно низкие собственные частоты: брюшная полость и грудная клетка – 5-8 Гц, голова – 20-30 Гц. Среднее значение резонансной частоты для всего тела составляет 6 Гц. Сокращения сердца – 1-2 Гц; дельта-, альфа-, бета-ритмы мозга; ритм кишечника – 2-4 Гц; вестибулярного аппарата – около 6 Гц и так далее. Мозговая активность живого человека не прекращается даже во время глубокого сна, и мозг постоянно излучает ритмические волны, характеризующие происходящие в нем процессы.

– В дельта-состоянии (δ)  мозг излучает волны с частотой колебаний от 0 до 4 Гц. Это может быть либо глубокий сон без сновидений, либо состояние глубокого расслабления, бессознательное состояние (такое, как кома), летаргический сон. Даже во сне мозг продолжает обработку информации, накопленной человеком, и не успевшую стать осознанной.

– В тэта-состоянии (θ) частота колебаний мозга составляет от 4 до 7 Гц. Это глубокое расслабление или медитация; это может быть неглубокий сон. Во время этого ритма возникают особенно яркие видения или интуитивные догадки. Тэта-волны формируют состояния, переходные от спокойного бодрствования к фазам сонливости, предваряющим глубокий сон. Но частоты 5-6 Гц опасны для работы печени и вызывают чувство усталости.

– Альфа-состояние (α) — это частота волновых колебаний головного мозга от 7 до 14 Гц. Диапазон частот от 7 до 8 Гц чрезвычайно опасен для здоровья, так как этот тип вибраций способен спровоцировать эпилептические приступы, смертельно поразить внутренние органы и даже реально деформировать их. Длительное воздействие на мозг звука частотой 7 Гц пагубно влияет на сердце, вплоть до его остановки.

Ученые считают, что, возможно, именно из-за возбуждения резонансных колебаний (особенно когда частота волны совпадает с альфа-ритмом головного мозга) в биологических системах жизнеобеспечения и возникает такое крайне негативное воздействие инфразвуковых вибраций. Это влияние даже используется полицией в ряде стран мира для разгона толпы и предотвращения беспорядков. Включаются мощные генераторы, частоты которых отличаются на 5-9 Гц. Биения, возникающие вследствие различия частот этих генераторов, имеют инфразвуковую частоту и вызывают у большинства людей неприятные зрительные эффекты, необъяснимые страх и тревогу, желание скорее покинуть опасное место.

Такое же влияние могут оказывать на сознание и бинауральные ритмы. Исследования ученого Роберта Монро доказали, что при прослушивании определенных мелодий человек способен ощущать разницу звука между частотами. Например, если одно ухо слышит звук с чистотой 150 Гц, а другое 157 Гц, то оба полушария мозга начинают работать синхронно. Эти ритмы образуют не реальный звук, а «фантом» мощностью всего в 7 Гц.

Зато с 10 до 14 Гц – это колебания, способствующие одновременно и глубокому сосредоточению, и расслаблению; это – покой и душевное равновесие в активном состоянии, мозг способен более продуктивно обрабатывать получаемую информацию. Такое состояние наиболее благоприятно для творческих процессов, принятия более логичных и взвешенных решений.

Излишняя активность диапазона альфа-волн приводит к состояниям апатии, пассивности, желанию отложить все дела. Недостаточная активность мозга в данном диапазоне может свидетельствовать о конфликтном состоянии, психических расстройствах, и, как следствие, активность различных страхов и фобий. Рассказывают, что однажды американский физик Р.Вуд (прослывший среди коллег как большой оригинал и весельчак) принес в театр специальный аппарат, излучающий инфразвуковые волны, и, включив его, направил на сцену. Никакого звука никто не услышал, однако с актрисой случилась истерика.

– Бета-состояние (β) – 14-35 Гц. Это состояние работы мозга самое непродуктивное, потому что оно характеризует стресс, возбуждение. Человек не способен воспринимать чьи-то советы, а только защищаться и противостоять любым предложениям извне. Волны β-состояния вызывают чувство беспокойства, нервозность, растерянность, суетливость. Для глазных яблок опасна частота 19 Гц, при которой возможны различные галлюцинации и расстройства зрения.

– Активное же состояние мозга продуцирует волновые колебания частотой свыше 35 Гц (гамма-состояние).

Иными словами, если частота инфразвуковой волны того же порядка, что и волна вибрации органа, то при очень большой интенсивности они приводят органы к вибрационному резонансу или диссонансу в частотном диапазоне работы органа и способны привести к их дисфункциям. Вибрационный резонанс вызывается мощными внешними генераторами, например, усилителями громкости звука на современной эстраде и рок-концертах.

Сейчас очень много говорится о прямом вреде музыки в стиле рок. Существует множество исследований, статей, лекций, документальных фильмов, рассказывающих о вреде рок-музыки. Психологи и ученые обеспокоены тем влиянием, которое оказывает прослушивание, и тем более постоянное подражание кумирам, на миллионы фанатов рок-групп. Российский академик Н.П.Бехтерева, директор крупнейшего в стране Института Экспериментальной медицины, который  много лет занимается изучением высшей нервной деятельности, констатирует, что рок разрушает мозг. О том, что рок-музыка ведет к разгулу темных инстинктов, пишут сами руководители групп. Например, Джерри Рубен, лидер группы «Хиппи» пишет:  «Грубая животная энергия горячей струей пронизывала нас, возбуждающий ритм будоражил подавленные желания».

Рок, помимо негативной информации, заложенной в текстах песен, оказывает прямое разрушающее воздействие на организм человека громкостью звучащих мелодий. Музыка этого стиля характеризуется переизбытком высоких и низких частот. Такое чередование совместно с громкостью серьезно травмирует мозг. Ученый-медик Дэвид Элкин однажды провел эксперимент, благодаря которому доказал, что пронзительная громкая музыка провоцирует сворачивание белка. На одном из рок-концертов перед громкоговорителем Элкин положил сырое яйцо. К концу концерта, через три часа яйцо оказалось «сваренным» всмятку.

Усиление низкочастотных колебательных волн от бас-гитары в паре с битом деструктивно влияет на функции спинно-мозговой жидкости, которая контролирует работу слизистых желез. Нарушается равновесие в работе половых желез и надпочечников. Вызванные гормональные нарушения  приводят к изменению уровня инсулина в крови.

Пагубное содержание рока ведет к постепенной деградации человеческой личности, вызывая в нем активность эгоистичных животных уровней сознания, различные психические расстройства, галлюцинации.

Еще одним деструктивным фактором для здоровья и психики может стать излишняя громкость звуковой волны. Наше ухо наилучшим образом воспринимает звук в 55-60 децибел. Громким считается звук в 70 децибел. А на площадке, где установлена аппаратура и динамики во время рок-концертов, громкость составляет 120 децибел, а в середине площадки 160 децибел (надо сказать, что 120 дб – это громкость рева взлетающего реактивного самолета!). Что при этом происходит с организмом? Для примера: влияние такого уровня громкости звука воспринимается организмом как опасная ситуация. Вырабатывается гормон стресса – адреналин. Он участвует в реализации реакций типа «бей или беги», ощущении опасности, при тревоге, страхе, при травмах, ожогах и шоковых состояниях. Действие вызывает сужение сосудов органов брюшной полости, кожи и слизистых оболочек; в меньшей степени сужает сосуды скелетной мускулатуры, но расширяет сосуды головного мозга. Артериальное давление под действием адреналина повышается. Адреналин способствует значительному усилению и учащению сердечных сокращений, облегчению атриовентрикулярной проводимости, повышению автоматизма сердечной мышцы, что может привести к возникновению аритмий.

Особенно опасны звуки свыше 95 дБ – под их воздействием начинают резко сужаться сосуды периферической нервной системы, нарушается сердечный ритм, появляется головная боль, мигрень, резко возрастает раздражительность, переходящая в нервный срыв и истерику; при этом мощно нарушается равновесие в организме надпочечных и половых гормонов (адреналина, тестостерона, феромонов и других), дестабилизируется уровень инсулина в крови, нарушается функция контроля за психическими и соматическими состояниями организма со стороны центральной нервной системы.

Все независимые исследования показывают, что рок-музыка опасна для здоровья и психики человека. Опасным заблуждение является то, что, не видя быстрого результата влияния такой музыки, фанаты считают ее безопасной. Доказано, что рьяные слушатели рока имеют травмы слухового аппарата, которые не подлежат лечению, их поведение становится неадекватным, а реакции заторможенными. Обеспокоенные психическим и физическим здоровьем нации различные государственные и общественные организации ведут просветительскую работу в плане влияния музыки на сознание и здоровье человека. Например, Санитарно-эпидемиологическая служба г. Минска на своем сайте разместила статью-обращение с целью привлечь общественное мнение к данной проблеме.

На кафедре акустики МГУ провели исследование наиболее агрессивных образцов рок- и поп-музыки. Компьютер раскладывал звуки на частоты, обертоны, шумы, а затем моделировал свойства человеческой ткани и вычислял, как музыка влияет на организм. Частота основного ритма композиции «ДипПепл» «Smokeonthewater» от двух до четырех герц. Такие скачки, да еще при громкости в 80-100 дБ (как в кузнечном цеху), вызывают сильное возбуждение, вплоть до временной потери контроля над собой, агрессивность к окружающим или, наоборот, негативные эмоции к себе. Тех, кто предрасположен к нервным расстройствам, к психическим заболеваниям, после двух-, трехразового прослушивания подобной композиции ожидает обострение заболеваний или нервные срывы. Шумовые звуки или негармонические обертоны вредят нервной системе: у человека начинают дрожать руки, теряется острота зрения и слуха и одновременно в крови повышается содержание адреналина и других гормонов. Семиклассники после 10-минутного прослушивания рок-композиций временно забывали таблицу умножения. Находящиеся в концертных залах слушатели не смогли ответить на вопросы: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперь год?».

Композиция «Битлз» «HelterSkelter» – это пример, когда приятная и благозвучная музыка может оказаться на поверку не менее вредной. В ней основной ритм (около 6,4 герц) находится в опасной для человека области резонансных частот грудной клетки и брюшной полости. При прослушивании этой композиции могут появиться внезапные боли в животе и груди. Кроме того, поскольку основной ритм по частоте близок к частоте одного из ритмов головного мозга, существует реальная угроза резонансного совпадения этих частот. Как показали эксперименты с животными, подобное совпадение частот нередко приводит к самому настоящему сумасшествию.

Источник-https://pikabu.ru/story/vliyanie_muzyiki_chastotyi_i_vibratsii_na_cheloveka_4852767

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *