Каббала и Ренессанс

Каббала. Те из нас, кто считает, что знает каббалу, на самом деле глубоко ошибается. Потому что, это учение или, если хотите, наука, имеет такое множество школ и направлений, что знатоком каббалы будет считаться не тот, кто говорит, что знает ее, а тот, кто знает различия между этими течениями.

В последнее время популярной стала теория возникновения различных школ (ветвей) от одного дерева, но, поверьте, ни один рав-каббалист не скажет, что его учение – ветвь, он будет говорить о том, что оно-корень этого дерева.

Меня все время интересовал вопрос: как каббалисты оказались в Цфате?

Цфат. На горизонте-гора Мерон

Раз вопрос поставлен так, значит, Цфат не считается родиной каббалы, а лишь местом, куда по некоторым причинам съехались каббалисты и стали развивать это учение.

И вот тут-то мне хотелось бы немного рассказать вам об истории и основных течениях в Каббале.

В Европе первые еврейские магические тексты появились очень давно. Но тогда это еще нельзя было назвать каббалой. Это были некие разрозненные документы, написанные на иврите. Существует легенда, что еврейская мистика была привезена в итальянский город Бари человеком из Багдада по имени Абу Арон.. Это было еще во времена Византийской империи. Затем эти тексты перекочевали на север страны в город Лука. Ну, а когда Карл Великий прихватил часть евреев в Германию, они стали жить в Майнце и создали первую школу еврейской мистики. Но это еще тоже была не каббала.

Собственно каббала возникла позже – в 12-13 веке. Произошло это в Испании. И это уже совсем другая школа, которая кардинально отличалась от ранних еврейских текстов. Учение развивалось очень быстро, и концу 13 века каббалистические труды исчислялись десятками тысяч.

И тут речь пойдет об интересной личности – Аврааме Абулафии.

Он считается отцом-основателем одного из первых течений каббалы в Испании, которое можно назвать пророческим.

Абулафия считал себя пророком, точнее Мессией, и вся цель его учения заключалась в обучении людей, как стать пророками и влиять на события в мире.

Традиционные иудаисты не разделяли его ценностей и в Испании его тексты были запрещены. Это не помешало ему реализовать себя в Италии.

Существует интересная легенда о том, как Абулафия хотел встретиться с Папой Римским. Некоторые ученые считают, что его целью было обратить Папу в иудаизм, другие склоняются к мысли, что он хотел убедить Папу дать евреям вернуться на историческую Родину, третьи – что Авраам хотел поговорить с Папой о некоей универсальной религии. Доподлинно мы не знаем его желания и цели. Тем не менее, Папа отказывается принять у себя Абулафию. И тут происходит странная вещь: Авраам сам едет к Папиному дворцу, и в момент, когда он к нему подъезжает, Папа умирает. Это подлинные исторические факты. Испуганные таким совпадением стражи отказались сжигать его на костре и отпустили его. Оттуда он уезжает в Сицилию и набирает себе 8 учеников. Умер Абулафия в 1291 году.

Теперь, друзья я хочу вам рассказать о следующем течении в каббале. Оно было совсем другого толка, и целью его было понять, осмыслить и комментировать учение уже достаточно известной на тот момент книги ЗОАР, или, если хотите, постичь тайны скрытой части Торы. И снова на первый план в Европе выходит Италия, в которой появляется неординарная личность – человек по фамилии Менахем Реканати.

Реканати не взял от учения Абулафии вообще ничего. Его не интересовали пророчества. Целью каббалиста являлось создание мистического комментария к Торе.

Третий вид каббалистического учения, возникший в Испании в 14 веке, это магическая каббала. Спустя 100 лет оно также было вытеснено в Италию, а точнее, во Флоренцию. Вы спросите меня: почему именно во Флоренцию? Дело в том, что магическая каббала, которую вполне можно назвать практической, имела наибольшую популярность в среде бизнесменов. А Флоренция в то время была наводнена богатыми людьми, деньги которых являлись благоприятной средой для развития этой ветви учения.

Наступил год 1492 – трагическое изгнание евреев из Испании. Последователи каббалистических учений разделяются на две части. Первая из них уезжает на Святую Землю – в Цфат, а вторая часть остается в Италии. Итальянские каббалисты специально приезжают в Цфат изучать каббалу. Поэтому, несмотря на то, что центр изучения каббалы сместился на Ближний Восток, авторитет Италии от этого нисколько не потерял, потому что…. Все каббалистические книги печатаются в Италии! Мало того, там же они переводятся на латынь, и это дает начало новому направлению – Христианской каббале, о которой мы знаем очень мало, потому что тексты христианской каббалы до сих пор находятся в рукописях.

Учитывая все эти обстоятельства, каббала уже не является эзотерическим учением, а переходит в разряд экзотерики.

Когда в конце 16 века Цфатская школа каббалы начинает приходить в упадок, учение начинают развивать в Италии, в атмосфере итальянского ренессанса. Появляется новое направление, представляющее собой синтез каббалы и итальянских университетов. Более того, ей начинают интересоваться люди, не имеющие отношения к каббале. Многие из них стали великими учеными философами. Это Спиноза, Лейбниц, Ньютон, Локк.

Из всего, что я вам рассказал, друзья, делаю для вас и для себя краткие выводы:

Основные направления каббалы:

– пророческое;

-философское;

-магическое.

2.Италия сыграла ключевую роль в распространении каббалы по миру. Её каббала не была такой оригинальной, как Цфатская или Испанская, но главная ее заслуга в том, что она передала каббалистические знания в европейскую культуру.

3.Нельзя говорить про каббалу вообще. Это разные ветви и разные школы, по-настоящему знать все из них нереально. Но реально знать их различия и понимать все разнообразие и непохожесть различных течений каббалы.

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *