Возможен ли феномен аватара?

Наверное, не осталось такого человека, кто не посмотрел бы фильм «Аватар», в котором сознание главного героя для выполнения определенной миссии перенесли в созданное при помощи генной инженерии тело с гибридной ДНК человека и жителей далекой планеты. Трехметровый «aватар» — полукошка-полугуманоид — мог функционировать в условиях местного климата и управляться сознанием человека дистанционно, как если бы это было его настоящее тело. 


Фрагмент афиши к фильму «Аватар»  

Идея, конечно, вполне в духе научно-фантастического жанра, однако фильм не стал бы столь популярным, если бы не затрагивал в нас глубинное знание об истинной связи тела и сознания. 

А в самом деле, можно ли перенести сознание за пределы тела или вселить его в другое тело-«аватара» — гигантских размеров или, наоборот, крошечное? Реально ли это — управлять дополнительной конечностью или сразу двумя телами?

Не спешите говорить нет 🙂

Чувство владения своим телом столь привычно нам, что мы никогда не задумываемся о нем, принимая как должное. Однако исследования последних десятилетий показывают, что чувство принадлежности к конкретному телу можно изменить при помощи тактильной и зрительной иллюзии. Более того, можно без особого труда убедить сознание человека, что тот:
— полностью вышел из тела,
— поменялся телом с кем-то другим,
— вселился в маленькую куклу или
— вырос до гигантских размеров и т.д.

Такими экспериментами занимается исследовательская группа шведского Каролинского Института в лаборатории по изучению мозга, тела и самосознания под руководством профессора, доктора медицины Хенрика Эршона (Henrik Ehrsson)

Эршон заинтересовался исследованиями физических иллюзий, проводимыми в лабораториях США в конце 1990-х. Cуть их заключалась в следующем: спрятав настоящую руку испытуемого под столом и положив перед его глазами резиновый муляж руки, а затем прикасаясь кисточкой одновременно к муляжу и к настоящей руке, ученые обнаружили, что через некоторое время испытуемый начинал ощущать резиновую руку своей собственной. Дальше происходило вовсе удивительное: человек реально чувствовал прикосновение, когда видел, что касаются резинового протеза, даже тогда, когда его собственную, спрятанную под одеялом, руку уже давно оставили в покое. Когда же к резиновой руке подносили острый предмет, реакция страха у испытуемого была точно такая же, как в случае угрозы в отношении реальной части тела.

Эршон сам принял участие в ранних экспериментах в качестве испытуемого, так описав свой опыт: «Это действительно сработало! Ощущение было фантастическим и сюрреалистичным. Я был поражен тем, как легко обмануть мозг. Постепенно мне стало ясно: осознание тела – не данность, а результат проекции мозга; эта интегрированная проекция и делает кусок плоти живым – и тогда ты осознаешь данную часть пространства как «себя»».

Эршон начал в своей лаборатории развивать тему физических иллюзий по типу «резиновой руки». Наушники, камеры и муляжи вводили в заблуждение зрение и слух, а синхронные тактильные стимулы подкрепляли эффект, воздействуя на органы осязания.

B одном из своих известных опытов Эршон убеждал людей, что они воплотились в крошечную куклу, например, Барби. Когда он палочкой трогал ноги куклы, подопытные ощущали, что их толкают гигантскими шестами. Личный опыт «вселения» в тело куклы подробно описал журналист И.Колмановский в качественной популярной статье:

«Я снял кроссовки и лег на серый матерчатый диван; […] аспирант Бьорн надел мне на голову очки для виртуальной реальности. Рядом на таком же сером диване лежала кукла длиной восемьдесят сантиметров; на уровне ее головы располагались две видеокамеры, смотрящие на ее ноги. 


Источник этой и последующих двух фотографий: ehrssonlab.se

Очки включились, и вместо своего тела я стал видеть то, что видела бы кукла, чуть приподняв голову и вжав в грудь подбородок: […] ножки в джинсиках […] и белых носках. Тело было очень маленьким. Чуть поодаль я видел обстановку зала для экспериментов: стул, стол, синюю театрального вида драпировку, висящую по периметру стены.

Бьорн взял в руки две длинные рейки с полосатыми цветными шариками на концах, встал за пределами видимости и начал синхронно водить ими по моей, невидимой мне голени – и по видимой голени куклы; через минуту перешел на ступни и пальцы ног. Яркий шарик привлекал мое внимание, я смотрел на него. Ничего не происходило. Заскучав, я начал осматривать помещение – шарик маячил на периферии поля зрения; и вот в этот момент тельце в белых носках стало моим; точнее, не «моим», а просто мной. […] Но самая удивительная трансформация произошла не со мной, а со стульями, которые были хорошо видны в мои чудо-очки на заднем плане: они стали резко больше, как стол в «Алисе в Стране чудес». Бьорн поместил в мое (точнее, куклино) поле зрения красный куб на веревочке и попросил меня показать руками, какого он размера: оказалось, я увеличил его раза в полтора – куб был шириной сорок сантиметров, а я развел руки на шестьдесят». (конец цитаты)

Разве не поразительно, что наше сознание может создать чувство тела буквально из любого подручного средства?.. прямо как героиня эстрадной песни: «Я его слепила из того, что было…»

Не все, однако, подвержены действию физических иллюзий. Эршон подозревает, что люди, способные локализовать нахождение своих конечностей, не глядя на них, например, танцоры или музыканты, менее восприимчивы, чем студенты-добровольцы, с которыми он обычно работает. Но, как правило, иллюзии срабатывают примерно для четырех из пяти человек.

Согласно учебникам по медицине, люди формируют восприятие своего тела на основании сигналов от мышц и суставов, указывающих на положение частей тела относительно друг друга. Однако та удивительная гибкость, с которой мозг переключает чувство принадлежности тела в опытах Эршона, показывают, что зрение и осязание также вносят важнейший вклад в создание образа. Поэтому, даже когда cигналы от мышц указывают мозгу, что тело сидит в кресле, тщательно срежессированные осязательные и зрительные сигналы переубеждают сознание: нет, тело в совершенно другом месте!

Более того, даже если исключить из «оркестра» ощущений часть «инструментов», например, зрительные сигналы, оставшаяся часть сигналов-«инструментов» все равно сыграет «мелодию» (чувство принадлежности тела). Хенрик Эршон и его коллеги доказали, что можно натренировать тело ощущать как часть себя самого даже пустоту — без всякого муляжа, который давал бы зрительный эффект. Например, можно привить человеку невидимую третью руку.


Опыт по созданию «невидимой руки». Источник фотографии

Эксперимент проводился так: подопытных добровольцев усаживали за стол с ширмой, так, что одна из их рук находилась за ширмой, вне поля зрения. Затем, за ширмой, лаборант начинал водить кисточкой по руке подопытных, остающейся невидимой. Одновременно второй кисточкой он водил над столом, так, чтобы испытуемые это хорошо видели. Движения кисточек были синхронными. Исследователи обнаруживали, что большинство подопытных начинали чувствовать «невидимую руку» в том месте над столом, где лаборант водил кисточкой.

Но и это еще не все: Эршон также смог убедить испытуемых в том, что они совершили «выход из тела» — оставили своё тело и смотрят на него со стороны — новость, обошедшая заголовки научных журналов по всему миру.


Создание иллюзии нахождения вне тела:

    1. Субъекту опыта надевают специальные очки, проецирующие вид с камеры, направленной на его спину. Лаборант одновременно постукивает одной пластиковой палочкой по груди субъекта, второй — по объективу камеры.
    1. Субъект видит перед собой постукивающую руку лаборанта с палочкой, в то же время ощущая постукивания по своей груди. Он также видит своё тело, вид сзади. Все это создает в субъекте опыта убедительную иллюзию, что он парит в воздухе позади собственного тела.

Источник иллюстрации

Остается все же одна иллюзия, в осуществимости которой Эршон пока не уверен — это раздвоение чувства себя, — так, чтобы человек мог ощущать себя находящимся в двух телах одновременно. Ученый считает, что успешность данного эксперимента может зависеть от того, как мозг объединяет информацию от разных органов чувств: «Не исключено, что этот процесс имеет вероятностный характер. Возможно, вместо использования абсолютных координат мозг говорит: скорее всего, моя рука здесь. Если это так, то, вероятно, мы могли бы заставить мозг думать, что вот это тело и это тело в равной степени могут быть мной».

Когда в 1998 году психологи впервые придумали трюк с резиновой рукой, никто не знал, почему он работает, да и сейчас мнения исследователей по этому поводу разнятся. Эршон пришел к выводу, что существует конкретная область мозга, отвечающая за ощущение принадлежности части тела, сводя информацию от разных органов чувств в единый образ. Пока иллюзия не наступила, активность отмечается в зонах мозга, отвечающих за зрение и осязание, но, как только мозг принимает решение «это моя рука», «загорается» особая зона в теменной части.

Другой исследователь в смежной области «внетелесных опытов» — Олаф Бланке (Olaf Blanke) из Швейцарии — показал, что, когда люди испытывают ощущения нахождения вне тела, активность отмечается в находящемся поблизости височно-теменном узле. Бланке вызывал иллюзии выхода из тела, стимулируя соответствующие участки мозга, и считает, что повреждение головного мозга или опухоли в этой области могут вызвать чувствo выхода из тела.

В книге воспоминаний Джона Беннетта, ученика мистика Г.И.Гурджиева, есть описание как раз такого опыта, полученного Беннеттом во время первой мировой войны после ранения в голову:

«…Потом я помню пробуждение — но не внутри, а вовне моего тела. … Я ничего не видел и не слышал, но воспринимал мое тело лежащим на белой кровати. Постепенно я осознал присутствие других людей, и каким-то образом я мог видеть то, что они видят, и чувствовать то, что они чувствуют. … Я знал, что нас бомбят — не потому, что слышал взрывы, но так как ощущал шок, которым присутствующие вокруг меня люди реагировали на них. … Я отметил полнейшее безразличие к собственному телу. …

Наряду с подобными тривиальными воспоминаниями у меня осталось еще кое-что, не похожее на обычную память о прошедших событиях. Это было осознание того, что я пережил некоторый опыт, где все виды восприятия изменены, а физическое тело не нужно. Позднее я часто пытался восстановить ту уверенность, которая заставила меня сказать: «Если тело и будет разрушено, какое это имеет значение?», но не находил моста, по которому смог бы перейти из этого мира в тот». (из книги «Свидетель или история поиска”, глава 1)

Опыт выхода из тела в результате травмы, описанный Беннеттом, равно как и иллюзии нахождения вне тела, столь легко создаваемые искусственно в лаборатории, напоминают нам, что природа связи мозга (точнее, сознания) с телом остается загадкой. Исследователям предстоит еще много работы в данном направлении. Нельзя исключать, однако, что их усилия никогда по-настоящему не увенчаются успехом, оставаясь в рамках позитивной науки. Ведь, будучи привязанной к аксиоме, постулирующей, что любые ощущения генерируются нервной системой (а не принимаются ею, как антенной, от чего-то, не регистрируемого приборами), тут наука приближается к пределам поставленных ею самой ограничений. Возможно, «поломка антенны», возникающая в результате повреждений участков мозга, и является причиной разъединения связи «сознание-тело».

Как говорил Аристотель, «мы должны задаваться вопросом, являются ли душа и тело одним целым, не более, чем вопросом, являются ли одним целым воск и фигура, в нем отпечатанная».

Кстати, о воске…
Тот эксперимент, в осуществимости которого сомневается Эршон (иллюзия нахождения одновременно в двух телах), судя по всему, успешно проводился задолго до его рождения при помощи высокоразвитой в древности науки, названной Георгием Гуржиевым мехкенес  – «снятие ответственности», из которой современной цивилизации знакома лишь незначительная часть, известная как гипнотизм. Во время многолетних путешествий по странам Азии Гурджиев собирал остатки этого знания из устных и рукописных источников и приобрел весьма впечатляющие навыки его практического применения. Опыт по раздвоению ощущения тела, когда человек, находясь под гипнозом, частично «воплощался» в маленькую фигурку из глины и воска, описан в книге Гурджиева «Встречи с замечательными людьми»:

«Я поступал следующим образом: делал из глины и воска фигурку человека, изображавшую моего подопытного, которого я приводил в гипнотическое состояние. Дальше я натирал какую-либо часть тела загипнотизированного человека смесью оливкового и бамбукового масла, затем, удалив часть масла, натирал им соответствующее место глиняной фигурки.

… Kогда я кольнул иглой фигурку в место, смазанное маслом, загипнотизированный человек дернулся, а когда я уколол фигурку сильнее, на соответствующем месте кожи человека выступила капелька крови.

Интересным оказался и тот факт, что испытуемый человек, выведенный из состояния гипноза, не помнил абсолютно ничего, что с ним за это время произошло, и, конечно, не чувствовал боли от «уколов»».

В опытах Эршона наблюдалась похожая реакция, хотя и без крайностей — когда к резиновой руке подносили острый предмет, у испытуемых учащалось сердцебиение и потоотделение. По-видимому, в случае физических иллюзий, создаваемых в лаборатории, происходит некое подобие самогипноза, тогда как в опыте с использованием науки мехкенес восприятиe меняется под воздействием ментальной силы извне. (Кстати, это может объяснять, почему иллюзии работают не для всех участников экспериментов – возможно, не поддается им как раз та категория людей, которая хуже всего подвержена гипнозу и самогипнозу).

Гурджиев, как и его отец, для которого демонстрировался вышеописанный опыт, считал, что причиной возможности переноса чувства принадлежности тела на внешний объект (фигурку) было тонкоматериальное «нечто» в человеке, на самом деле являющееся источником всех ощущений.

Судя по всему, именно это «нечто» (а не нервная система, являющаяся лишь приемником-передатчиком его сигналов и посредником между ним и телом) управляет телом и решает, какое тело считать своим.

*****

Завершая экскурс, вернемся к поставленному в самом начале вопросу: так все же, возможен ли феномен аватара — управление чужеродным телом как своим?

Ученые утверждают, что физические иллюзии со временем могут помочь людям контролировать целые инопланетные тела, как виртуальные, так и роботизированные, с уровнем манипуляции гораздо более глубоким, чем через мышку, джойстик или другие устройства, используемые сегодня. Эршон предсказывает, что это будут настоящие иллюзии воплощения, с подлинными ощущениями. И размер аватара не будет иметь значения: xирург cможет управлять микроскопическим роботом в теле пациента, тогда как андроиды-гиганты будут восстанавливать вышедшие из строя подводные нефтяные вышки или устранять аварии на атомных станциях.

И, вполне представимо, что, осваивая «феномен аватара», мы будем все более серьезно задаваться вопросом, естественно вставшим передо мной восемь лет назад после прочтения статьи об исследованиях Эршона: если иллюзию нахождения в чужом теле (и даже отсутствия тела) так легко создать, не является ли наше «пребывание» в собственной плоти действительно лишь иллюзорной проекцией? Тело-то, конечно, вполне реально, но принадлежность ему нашего сознания — возможно, и есть самый большой самообман, о чем в голос говорят все духовные учения?..

Поэтому вопрос, возможен ли феномен «аватара», следовало бы задать по-другому: a есть ли кто-то на этой планете, кто уже не был бы, в известном смысле, аватаром?

Источник-https://assalam786.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *