Тетраксис Пифагора

Тетраксис пифагорейцев – символ Вселенной.

Геометрический способ построения Символ Магическая сила Модулор образует двойную серию чисел – красную и голубую. Элементы триады – солнечное сплетение, голова, конец пальцев поднятой руки. Тетрактис — символ Вселенной, эмблема союза пифагорейцев
Золотое
сечение
Тай Ши Звезда
Давида
Модулор
Ле Корбюзье
Тетраксис
Пифагорейцев

Астрономические наблюдения показывают нам, что небесные явления, с которыми связаны все главнейшие изменения земной жизни, наступают с математической правильностью, повторяясь в точно определенные циклы.
Пифагорейцы, взявшись за математические науки, первые подвинули их вперед; “вскормленные на этих науках, – говорит Аристотель, – они признали математические начала за начала всего существующего. Из таких начал, естественно, первыми являются числа. В числах усматривали они множество аналогий или подобий с вещами… так что одно свойство чисел являлось им как справедливость, другое – как душа или разум, ещё другое – как благоприятный случай…”
Согласно учению Пифагора, расстояния между планетами соотносятся как целые числа 2:3:4:9:12. Древнегреческий философ знал, что Земля круглая и вместе с другими планетами вращается вокруг Солнца, но эта тайна не раскрывалась непосвященным, поэтому интервалы монохорда трактовали как деления пути между центром Земли и сферой неподвижных звезд. Интервалы, найденные Пифагором, соответствуют ладам античной музыки и пропорциям древнегреческих архитектурных ордеров: дорического (2:1), ионического (3:2), коринфского (4:3). Нетрудно заметить, что в этих отношениях присутствуют числа “священного египетского треугольника”, т. е. отношения, заложенные в пропорциях многих памятников архитектуры древности (3:4:5). К найденным интервалам Пифагор прибавил гармонический тетрахорд (четырехструнник; 9:8) и вывел идеальную пропорцию: 12:9=8:6. В геометрических построениях (зримом выражении числовых отношений) пифагорейцы пользовались тетрактисом (греч. tetraktis – “четверик”) – фигурой, образованной числами 1, 2, 3, 4. Их сумма равна 10 (архетипу Вселенной, “завершенности всех вещей”).

Тетрактис — символ Вселенной, эмблема союза пифагорейцев
Тетрактис – символ Вселенной, эмблема союза пифагорейцев.
ТЕТРАКСИС – священная четверка (пифагорейский треугольник), которой клялись пифагорейцы; это была их наиболее обязывающая клятва. Она имеет весьма мистическое и разнообразное значение, являясь тем же, что и тетраграмматон. Прежде всего, это Единство, или Единый в четырех различных аспектах; затем, это – фундаментальное число четыре, тетрада, содержащая в себе декаду, или 10 (1+2+3+4=10), – число совершенства; и, наконец, оно обозначает первичную триаду (или треугольник), слитую в божественную монаду. Тетрада, или форма совершенства, выражает пустоту всего, а декада или сумма всего вмещает в себя весь Космос. Тетраксис изображается в виде точек в четырех убывающих рядах – четыре, три, два, один; суммирование всех точек дает число десять.

Тетрактис пифагорейцы считали главным символом связи трех миров: принципов, разума и количеств. Второй символ пифагорейцев –пентаграмма (пятиугольная звезда) – получается соединением точек тетрактиса. Семь главных точек этой фигуры трактовали в качестве символов семи творящих духов (см. Элохим). Три угловые точки – невидимая причинная Вселенная; центральная точка – седьмой день Творения.
Правильные многоугольники составляют (в мистической геометрии пифагорейцев) куб и другие тела, названные позднее “телами Платона”.
Разработанная пифагорейцами система “зримых чисел”, связь количественных отношений и простых геометрических фигур, симметрии и ритма имела огромное значение для развития теории гармонии и, в частности, искусства пропорционирования в архитектуре. Найденные пифагорейцами закономерности геометрической гармонии легли в основу классицистической эстетики.

В мире, согласно учению Пифагора, изначально господствует порядок. Пифагор впервые назвал этот порядок космосом (греч. kosmos – “украшение”). В этом термине очевидно эстетическое отношение к идее Бога. По Пифагору, гармония есть состояние, предшествующее красоте. Добро, заложенное Творцом в мировом порядке, гармонично. Следовательно, зло представляет собой диссонанс, противоречащий природе, нарушающий красоту гармоничных от природы элементов.
Красота есть гармония, проявляющая свою высшую, божественную природу в мире материальных форм. Одним из символов пифагорейского учения являются “самосские ветви” (лат. “samii rami”; название по родине Пифагора – о. Самос): греческая буква Υ (ипсилон), обе “ветви” которой симметричны, но одна идет вверх прямой (символ добра), а другая загибается вниз (символ зла).
Познать гармонию можно через числа, на которых основан мир. В качестве аллегории сотворения мира пифагорейцы использовали миф о Загрее (Божественном Дионисе), растерзанном титанами (символ низших, злых, дисгармоничных сил). Загрея растерзали на семь частей. Эти части – хебдомада (греч. hebdomados – “седмерица”) – проникли во все сферы мироздания. 7 – сокровенная основа Вселенной, это “девственное число”, поскольку оно не рождается делением и не делится надвое (таковы же числа 5 и 9). Число 10, напротив, “рождает” другие. Число 7 появляется на свет средним арифметическим чисел 4 и 10 (4+10=14; 14:2=7). Пифагорейцы обозначали число 7 словом кайрос (греч. kairos – “судьба, удача”). Декада (число 10) и монада (число 1) символизируют совершенство. Число 5 означает союз, брак, поскольку оно складывается из мужского (3) и женского, делимого (2) начал.
Число у пифагорейцев есть принципиальная основа сущности вещей и, одновременно, основа их познания. Онтология и гносеология в пифагорейском учении неразделимы. Поэтому тезис Пифагора “Все есть число” следует понимать как утверждение идеального начала мира. Союз пифагорейцев с его строгим уставом, испытаниями и несколькими ступенями Посвящения был призван распространять учение о мировой гармонии в душе каждого человека. В этом состоит этическое значение пифагореизма. Прекрасное произведение искусства, по утверждению Пифагора, отражает “гармонию небесных сфер”. Личность мастера – демиурга – представляет собой инструмент непрерывного Творения, она является посредником между небом и землей. “Человек не завершен”, и поэтому искусство как ремесло (греч. techne) также имеет этическое значение (сравн. антроподицея). Знаменитая теорема Пифагора была известна еще древним вавилонянам, но именно прямоугольный треугольник с отношениями сторон 3:4:5 стал основой многих гармонических упражнений пифагорейцев (золотое сечение, или божественная пропорция).
Работая с числами, пифагорейцы стали изображать их наглядно – количеством точек, связав, таким образом, количественные отношения с простыми геометрическими фигурами, что послужило началом науки пропорционирования. Пифагорейцы изображали “квадратные”, “кубические”, “треугольные” числа (2).
Многие воззрения пифагорейцев, их эстетическая теория близки орфизму. Символом эстетики пифагорейцев является пангармониум (греч. pan-harmonion – “сочетающийся со всем”) – инструмент, обладающий всеми звуковыми тонами. На нем можно передавать звуки, существующие в природе, прежде всего “музыку сфер”, которая существует, но люди ее не слышат, поскольку она звучит постоянно, а человеческий слух в обыденной, материальной действительности не настроен на гармонические отношения тонов.
Согласно легенде, однажды, “пребывая в состоянии озабоченности и напряженного размышления”, Пифагор, прогуливаясь возле кузницы, “прислушался к ударам молотков, кующих железо на наковальне и издающих попеременно друг за другом гармоничнейшие звуки… он различил в них созвучие… вбежал в кузницу и, проделав самые разнообразные опыты, установил, что различие звуков зависит от массы молотков”(3). Затем Пифагор, придя домой, взял четыре струны одинаковой толщины и длины и, подвешивая к ним различный груз, ударяя по ним, нашел интервал (соответствующий различиям в весе гирь) в октаву (2:1). Полуторное отношение веса гирек дали интервалы кварты (4:3) и квинты (3:2). Двойные и полуторные отношения дали Пифагору гармонический ряд чисел: 6, 8, 9, 12. Струну с наибольшим грузом Пифагор назвал нэтой (греч. neiatos – “низшая”), т. е. последней по положению рук музыканта, но дающей высокий тон, с наименьшим грузом – гипатой (греч. hypate – “высшая”), по положению рук музыканта, но дающая самый низкий тон, а струну со средним по весу грузом он назвал месой (греч. mesa – “средняя”). Еще одну – парамесой (греч. paramesa – “ближайшая к средней”). Усовершенствовав свой инструмент натягиванием струн с помощью колок, Пифагор назвал его хордотон (греч. chordetones – “струнонатягиватель”). Другой пифагорейский инструмент с одной струной – монохо́рд (от греч. monos – “один” и chorde – “струна”). Однако, вероятнее всего, для пифагорейцев этот прибор был экспериментальным подтверждением гармонии чисел (см. пропорционирование). Изображения монохорда (в вольной интерпретации) часто встречаются в позднейших трактатах.
К найденным интервалам Пифагор прибавил гармонический тетрахорд (четырехструнник; 9:8) и вывел идеальную пропорцию: 12:9=8:6. В геометрических построениях (зримом выражении числовых отношений) пифагорейцы пользовались тетрактисом (греч. tetraktis – “четверик”) – фигурой, образованной числами 1, 2, 3, 4. Их сумма равна 10 (архетипу Вселенной, “завершенности всех вещей”).

1 Шюре Э. Великие Посвященные. М., 1990 (Калуга, 1914). С. 209-305.

2 Кессиди Ф. От мифа к логосу. М.: Мысль, 1972. С. 166-167.

http://www.hermes-sz.com/page/zodchestvo-zolotoe-s…bozhestvennaya-proporciya.html

Как известно, надпись над входом в платоновскую Академию гласила: “Не сведущий в геометрии да не войдет”. Речь шла о способности абстрактно Мыслить, то есть понимать Мир эссенциально, как чистые символы. Одной из основных геометрических фигур, известных с глубокой древности, является пифагорейский Тетрактис. Когда неофиты вступали в ряды пифагорейской общины, они присягали именно на Тетрактисе, и потом проводили 3 года в молчании, слушая старших и вдумываясь в Мудрость этой сакральной фигуры. Тетрактис представляет из себя треугольную фигуру, где в четырех рядах последовательно расположены 10 точек: 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Эта простая на вид формула содержит в себе Великую идею о метафизической Гармонии, выраженной в четырех уровнях проявления Мироздания (10 – число Полноты, т.е. Космического Цикла). Это проявление на последней, материальной стадии оформлено в четырех ПервоЭлементах: -Огонь (Ignis), – Вода (Aqua), – Воздух/Ветер – (Aer/Ventus), – Земля (Terra). Напомним, что ПервоЭлементы не обозначают вещество как таковое – речь идет о символическом понимании МироЗдания, где философ оперирует сакральными архетипами, а не элементами профанной химии в пробирках. Именно такое МироПонимание ложилось в основу тех или иных моделей Вселенной у досократиков (Фалес, Гераклит, Анаксимен, Анаксагор, Анаксимандр, Эмпедокл и др.) Наш вариант Тетрактиса – собственная разработка в рамках герметической философии, где каждая точка представляет из себя определенную идею, и иллюстрирована соответствующим символом. Рассмотрим их по порядку уровней: 1. Lux Manifesta («Свет Явленный») Образ Уробороса – один из центральных в герметической символике. Змея, пожирающая свой хвост – это иная (неявленная) ипостась Феникса, умирающего и Воскресающего ПервоНачала, и выражает Единое, БеЗконечность, ВзаимоСвязь. Уроборос – и субъект, и объект, как Творец, так и само Творение. Единая Материя беременна идеей, и еще неотделима от нее (a+b). Уроборос, то есть меон, несет в своей утробе Логос, первую Волю Бога, «Вселенский Огонь», который у Христианских мистиков традиционно изображался как Тетраграмматон, т.е. мистическое имя Бога . Змей в Эдемском саду выпускает изо рта свой хвост, чтобы произнести Слово, которое нарушает Покой и дает Пути начало. Так Логос преодолевает хаос первоматерии, прорывает меон, и тьма озаряется Светом. 2. Lux Reflecta («Свет Отраженный») Огонь находит свое отражение и становится Водой, т.е. происходит удвоение Единого, и следовательно, разделение на мужской и женский принципы, ян и инь, которые изображены тут соответственно как Солнце (2a) и Луна (2b). Для непосвященного рассудка это может показаться абсурдом – как может Огонь стать Водой? Однако, повторяю, что мы пользуемся абстрактными понятиями, лишь условно называемыми «Огонь» и «Вода», которые символизируют определенные качества. Другими словами, если Единое становится двойственным, это провоцирует разделение всего сущего на полюса, т.е. равноценные половины – мужскую и женскую, активную и пассивную, горячую и холодную и т.д. Преображение Огня в Воду – это проявленное (т.е. повторенное – от слова «вторить», «второй», «два») чудо преображения Тьмы в Свет, то есть Меона в Логос. Таким образом, двоица как таковая уже явлена в противопоставлении метафизического нуля единице, и рождение метафизической двойки только воплощает, отражает этот изначальный дуализм. 3. Lux Refracta («Свет Преломленный») Противоположности вступают в союз – теза и антитеза образуют Великий Синтез. Брак Огня-Отца и Воды-Матери порождают Божественное Дитя, Воздух (3a + 3b = 3c, т.е. этакий метафизический вариант теоремы Пифагора: a2 + b2 = c2) Третий уровень изображен в нашей схеме как «химическая свадьба» Серы (Сульфура) и Меркура (Ртути), результат которой – Соль Философов. Таким образом, Воздух несет в себе Свет Отца, отраженный Зеркалом Матери, и поэтому луч изначальный преломляется в его призме как БеЗконечность цветов и узоров, он – калейдоскоп смыслов и символов. Соль – это сердце Тетрактиса, его тайная Пентаграмма, пантакль, минимодель. Будучи логическим результатом союза противоположностей, это также «преображенная реинкарнация» Единого, что символизирует пунктирная линия от уровня 1 к уровню 3. А.Г. Дугин в своей работе «Пути Абсолюта» в главе о символике чисел комментирует это так: «…число 3 — это то, что находится по обе стороны от двойственности, и при этом последующее за двойственностью символически воспроизводит предшествующее двойственности. Все это дает право утверждать, что метафизически 3 подобно 1, создано “по Образу и Подобию” 1 (одного).» 4. Lux Absorpta («Свет Поглощенный») Образование Земли и «закрепление» принципов в четырех первоэлементах: Огонь (4a), Вода (4b), Воздух (4с), Земля (4d). Первые три уровня еще не были стихиями как таковыми, и мы употребляли названия Огонь, Вода и Воздух условно, только чтобы пояснить принципы, которые стоят за ними. Лишь с рождением Земли возникает Основа о четырех столпах, то есть материализация, реализация метафизического проекта, и вместе с этим – Сакральная Симметрия, явленная в равномерном движении (ср. символ Свастики). Земля как таковая – это результат натуралистического процесса уплотнения Воздуха, то есть Небес в Твердь. Только на этом уровне начинают властвовать Материалистические законы. Таким образом, левое бедро нашего Тетрактиса (грань А) – это мужское начало, а правое бедро (грань В) – женское. В Тетрактисе как треугольнике 1-4а-4b также «спрятаны» другие два треугольника: Большая Триада (треугольник 1-3а-3b) и Малая Триада, повторяющая Большую на четвертом, то есть материальном и более «приземленном» уровне (треугольник 3с-4с-4d). Единица (1) – это абсолютная и неделимая единичность (точка, геометрический атом, первооснова всех чисел, причина Единства и соединения). Двойка (2) – уход в неопределенную даль (испущенный луч), отрезок прямой линии, принцип одного измерения, Начало множества, разделения). Тройка (3) – это треугольник (3 линии замыкающие Пространство в конечную площадь), принцип двух измерений, возврат к определенности, первое проявление Единства во множестве. Четыре (4) – простейшая пирамида (тетраэдр), замыкание трех измерений в объёмном тело, принцип телесности,Сумма 4-х Первоцифр (1+2+3+4 =10) – это Тетрактис, равный Священному числу 10, олицетворяющему всю Вселенную, а потому – средоточие полноты чисел, Источник и Корень чисел. Сказанное выше – программа того, как Мир чисел проявляется и управляется в Мире физическом. Египтяне считали Тетрактис верховным символом универсальных сил и процессов, которые имеют место во Вселенной. Идея Тетрактиса проста: нейтральная единица для своего проявления превращается в разность потенциалов – диаду, проявляющуюся вовне триадой (бинер рождает андрогин), фоном для проявления которой является тетрада. Вместе эти этапы составляют Декаду, Священную единицу Мысли. Единица Мыслилась как ВсеОбщая сущность, активность, являющаяся формой всех вещей и деятельным началом. Посредством причастности к Единице через «подражание», всякая вещь делается равной самой себе, т.е. «Одной». Вторая характеристика сущности – Двоица – чистое неравенство, неопределенность и противоположность как таковая – предмет «познания», проявления. Двоица – пассивная категория – получается из прибавления Единицы к самой себе, когда Единица выходит вовне себя, рождая движущую силу. Единица и Двоица – основные характеристики сущности, поэтому они рассматривались как всеобщие способы существования вещей. Третья характеристика сущности – Триада, в которой Единица достигает своей реальности и своего завершения – получается из Целостности Единого и множественного, когда Единица образует Единство с неопределенным множеством Двоицы, иными словами, двоица порождает нейтральную равновесную Триаду. Это первое равновесие Единств. Вселенная и все вещи определяются через Триаду, предмет явления. Четвертая характеристика сущности – Четверица – возникает из удвоения чистого различия Двоицы, то есть из пассивной пассивности, пассивной даже по отношению к нейтральности Триады. В Четверице, предмете «чувственного ощущения», Троица находит свое телесное воплощение. Числа 1, 2, 3 и 4 и образовывали Тетрактис, выражающий, таким образом, все МироЗдание. Мистическая декада 1+2+3+4=10 является выражением этой идеи. Один – это Бог, Два – Материя, Три – комбинация Монады и Дуады (единицы и двойки), несущие в себе Природу обоих, есть феноменальный Мир; Тетрада или форма совершенствования, выражает Пустоту всего, а Декада или сумма всех включает в себя весь Космос. Вселенная есть комбинация тысяч элементов, и все же она – выражение Единого Духа – порядок чувств и Космос для Разума. Источник: Блаватская Е.П. – Разоблачённая Изида т.1 гл.Перед завесой ВОПРОС — Значит ли это, что Четверица и Тетраграмматон — это совершенно разные понятия? ОТВЕТ — Четверица, которой клялись пифагорейцы, не была Тетраграмматоном. Она, наоборот, была Высшей или Верховной Четверицей. В первых главах “Бытия” есть Ключ к разгадке этого нижнего Тетраграмматона. Мы узнаем об Адаме, Еве и Иегове(soтон), который становится Хаином. Дальнейшее продолжение человеческого Рода символизируется Авелью(Люди-Авелевцы), представляющей человеческую концепцию Высшего. Авель . Астральный план лежит между Четверицей и Тетраграмматоном. ВОПРОС — Похоже, что Четверица используется здесь в двух совершенно разных значениях? ОТВЕТ — Настоящая Четверица Пифагора была Четверицей невидимой Монады, которая образует первую Точку, вторую, третью и затем удаляется в темноту и Вечную Тишину. Другими словами, Четверица есть Первый Логос(=Слово). Священный Тетраксис. Теперь о защите от Энергополей . Я понимаю , что без хорошей защиты – кораблей нам не видать как своих ушей . Потому я достаю из своей кладовочки ляльку – Священный Тетрактис , понимаешь ли , Священный Тетрактис – одна из основных Творящих Энергий-Сил Господа . Отца Небесного . Из особо охраняемых Тайн . Я люблю иногда начертывать на бумаге квадрат из Тетрактисов чтобы погреться у Священного Огонька . Квадрат из Тетрактисов имеет прекрасные лечебные свойства . Сделанный в объеме – очень красив . Как бы дюза летающей пирамиды . Источник энергии . Кольцевой маленький магнитик от герконовой кнопки , подвешенный на ниточке , реагирует даже на энергополя Тетрактисов начертанного шариковой ручкой по бумаге . Ух ты ! Надо же ! В ЭнергоСфере вокруг , магнитиком можно найти вихри от которых магнитик будет вращаться . Энергополе постоянно что-то отслеживает ( тебя изучает ) и даже иногда играет с магнитиком . . С экрана монитора , который на базе электронно-лучевой трубки , энергия пойдет на вас Я попрошу Вас относиться к Энергиям Тетрактиса с уважением . Не с преклонением , а именно с уважением . Теперь Ты Знаешь – БОГ ЕСТЬ !

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *