Теория хаоса и глобальный кризис

Не секрет, что человечество переживает разгар глубокого кризиса. Многие из нас уже ощущают его на себе. Бессмысленность существования, чувство отчаяния и опустошенности проникли в нашу жизнь. Развал института семьи и системы образования, наркомания, экономическая и политическая неуверенность в завтрашнем дне, опасность ядерной войны, экологическая угроза — все это лишь часть проблем, омрачающих текущую ситуацию и перспективы на будущее. Очевидно, мы утратили способность контролировать свою жизнь и ход мировых событий.

Как известно, правильный диагноз — уже половина пути к исцелению, а потому, чтобы найти решение наших проблем, нужно понять их причину. Самая надежная основа для этого — познание человеческой природы и природы мира. Изучив свою природу и законы, которые на нас воздействуют, мы поймем, в чем наша ошибка и каков путь выхода из создавшегося положения.

Пристальное изучение человеческого естества выявляет его принципиальное отличие от прочих составляющих природы. Человек — единственное существо в мире, способное получать удовольствие от эксплуатации своего ближнего, от превосходства и власти над ним. Только человек извлекает наслаждение из разобщенности с себе подобными, из доминирования над всеми. Таковы проявления человеческого эгоизма — именно он и нарушает природное равновесие.

Наше желание получать наслаждения постепенно росло на протяжении всей истории развития человечества. Поначалу оно проявлялось в простых насущных потребностях в еде, сексе, обзаведении семьей. Затем, настал черед развития более прогрессивных желаний, направленных на обогащение, завоевание почестей и славы, на обретение власти и знаний о мире. Процесс этот служил фактором развития человеческого общества, вызывая становление и смену социальных формаций, а также сдвиги в таких областях социума, как образование, культура, наука, технология и т.п. Мы энергично шагали вперед, пребывая в полной уверенности, что прогресс и экономическое благосостояние удовлетворят наши потребности, сделав более счастливыми, чем раньше. Однако сегодня выясняется, что все это многотысячелетнее развитие, вопреки ожиданиям, завело нас в тупик.

Дело в том, что наше желание наслаждений невозможно удовлетворить на сколько-нибудь приемлемый срок. Каждый из нас имел возможность неоднократно удостовериться в этом, когда его охватывало то или иное стремление, а некоторые желания преследовали нас годами. Так или иначе, стоит нам добиться желаемого, как спустя короткое время наслаждение исчезает. На смену ему приходит опустошенность, вынуждающая нас пускаться в очередную погоню за новыми ценностями, в надежде, что они утолят нашу жажду.

Циклы эти присущи как отдельному человеку, так и обществу в целом. Опыт, накопленный за тысячелетия, неопровержимо свидетельствует о том, что мы не в силах достичь незыблемого счастья или хотя бы добиться надежного обеспечения своих насущных потребностей. Человечество погружается в смятение, в отчаяние, и именно этот процесс лежит в основе кризиса, который постиг нас на данном этапе развития общества.

Более того, на всем протяжении смены поколений непрестанно усиливалась естественная эгоистическая склонность человека к удовлетворению своих потребностей за счет ближнего. Наши современники всеми силами пытаются выстроить свое благополучие на руинах чужих надежд и весьма преуспевают в этом. Нетерпимость, разобщенность, отчужденность и ненависть между людьми достигли ужасающего апогея и поставили под сомнение само дальнейшее развитие рода человеческого.

Изучая природу, мы видим, что принцип жизнедеятельности всех организмов в корне отличается от эгоистичного человеческого поведения. Любой живой организм живет по законам альтруизма, естественно руководствуясь заботой о всеобщей пользе. Клетки живого тела объединяются между собой на основе обоюдной отдачи, направленной на служение интересам всего организма. Каждая клетка получает только то, что необходимо ей для жизнедеятельности, а в остальном всеми силами заботится об общем благе. Существование живого тела без альтруистической основы немыслимо, эгоизм делает жизнь невозможной.

Пришла пора осознать, что и планета Земля и все человечество в целом представляет собой единый живой организм. Однако мы пока не осознаем этого. Настало время пробудиться и понять, что нынешние проблемы не случайны, и их не решить никакими известными из прошлого методами. Они не исчезнут сами собой, наоборот, обострятся настолько, что и в масштабах человеческого общества мы будем вынуждены соблюдать универсальный закон природы — закон альтруизма.

Все отрицательные явления нашей жизни, как индивидуальные, так и глобальные, являются следствиями несоблюдения законов природы.

Однако нам далеко не так понятен тот простой факт, что жизнь человеческого общества, система наших взаимоотношений, управляется абсолютными законами природы. Поэтому сегодня мы должны остановиться, проанализировать свое отношение к жизни, понять, в чем мы противодействуем этим мудрым законам, и отыскать путь к гармоничному существованию. Все зависит лишь от нашего осознания: чем лучше мы будем понимать естественные закономерности, тем меньше ударов нам придется выносить и тем быстрее пойдет наше развитие.

Если на уровне биологического тела альтруизм отпечатан как незыблемый закон существования, то на уровне человеческих взаимоотношений нам следует самим сформировать подобное мировосприятие. Природа оставила эту прерогативу людям, чтобы позволить им собственными силами взойти на новую, более высокую ступень развития. Именно в этом состоит отличие человека от всех остальных созданий.

Изменение человеческой природы — дело нешуточное. Мы созданы эгоистами, и не в наших силах противостоять эгоизму напрямую, поскольку речь идет о человеческом естестве. Вся проблема как раз и состоит в том, чтобы найти методику, благодаря которой каждый пожелает относиться к ближнему иначе, захочет соединиться с ним, подобно частям одного тела.

Неслучайно природа привила нам общественные отношения. Глубже вникнув в мотивы человеческого поведения, мы обнаружим, что наши действия и поступки мотивируются стремлением снискать уважение окружающих. Именно признание общества дает нам ощущение жизни, тогда как непризнание или осуждение заставляет безмерно страдать. Стыд перед обществом — самое кошмарное и тягостное переживание человека. Потому мы и склонны подчиняться тем нравственным ценностям, которые диктует общество, жить в соответствии с порядком установленных им приоритетов. Следовательно, если нам удастся реорганизовать этот порядок, чтобы такие альтруистические ценности, как единение друг с другом и обоюдная забота, оказались превыше всего, это позволит каждому из нас изменить свое отношение к ближнему.

Вслед за этим мы постепенно удостоверимся, что альтруистичное отношение к ближнему — само по себе сокровище, особый и возвышенный дар, даже без связи с общественным признанием, которого оно заслуживает. В итоге, такой подход станет источником совершенного и неограниченного наслаждения.

Хотя на сегодняшний день человеческое общество эгоистично, тем не менее, в нем имеются мощные предпосылки для сближения и слияния с природным законом альтруизма. Наше образование и культура издревле основывались на принципах бескорыстия. Дома и в школе мы учим детей быть щедрыми, уступчивыми, вежливыми и дружелюбными. Мы призываем их завязывать товарищеские отношения с другими и хотим, чтобы они хорошо относились к ближним, поскольку это правильно, поскольку такое отношение защищает человека. Против этих ценностей никто не будет возражать. К тому же, бурное развитие средств массовой информации позволяет в наши дни очень быстро донести людям всего мира альтруистическое послание. Это решающий фактор, благодаря которому человечество имеет возможность осознать стремительно обостряющийся кризис и необходимость принятия глобального решения.

Однако и это еще не все. Хотя сегодня нами движет именно необходимость решения насущных проблем, в будущем мы обнаружим, что дело этим не ограничивается. Человек, формирующий в себе правильное отношение к ближнему, постепенно переходит в иное измерение, отличное от всего, что мы знали, и возвышающееся над всеми нашими прошлыми вершинами. Человек соприкасается с совершенством самой природы.

На примере жизни многочисленных поколений мы скопили достаточный опыт, чтобы понять, куда толкает нас природный закон развития. Мы можем сделать первый значительный шаг к реализации законов природы, осознать свою принадлежность к общей единой естественной системе и вкусить подлинную гармонию, заключенную в этом единстве.

Одна китайская пословица предупреждает: «Если мы не изменим направление, то мы, скорее всего, закончим наш путь там, куда движемся». Применительно к современному человечеству это было бы катастрофой. Если мы не изменим направление, то окажемся на пути к миру, который будут характеризовать: увеличивающееся демографическое давление и бедность; нарастающая угроза социальных и экономических конфликтов; стихийные и организованные войны; ускоряющиеся изменения климата; дефицит пищи, воды и энергии; усугубляющееся промышленное, городское и сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды; продолжающееся разрушение озонового слоя; сокращение биологического разнообразия; а также уменьшение атмосферного кислорода.

Вместе с тем существует риск мега-катастроф, вызванных ядерными авариями и утечкой ядерных отходов, разрушительными наводнениями и торнадо, как результат изменения климата, повсеместные проблемы со здоровьем, как из-за природных катастроф, так и вследствие человеческих факторов, таких, например, как накопление токсинов в почве, воздухе и воде.

То, куда мы сейчас движемся, совсем не совпадает с тем, куда мы хотим прийти.

Если мир продолжит свое развитие в соответствии с данными тенденциями, то мы окажемся на пути не только к национальному, но к глобальному распаду.

Международное сообщество становится более полярным, увеличивается разрыв и противостояние между теми, кто выигрывает от глобализации в мировых экономических, финансовых и информационных систем, и теми, кто остается за бортом этого процесса. Оказавшиеся в стороне страны, этнические группы и организации подавляются все более и более.

Перечисленные выше тенденции еще не являются нашей судьбой: их можно изменить. Распад — это всего лишь один из возможных вариантов нашего будущего. Мы еще не окончательно встали на этот путь. Если мы осознаем необходимость справиться с опасностью, нависшей над нами, а также необходимость жить и действовать с полной ответственностью друг за друга и за наше общее будущее, то еще сможем выйти на путь прорыва. У нас еще есть время для действия. Сейчас наша судьба в наших руках.

Смена мышления

Эйнштейн говорил, что мы не можем решить проблемы, с которыми сталкиваемся на том же уровне мышления, на котором находились, когда их создали. Он был прав: проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся нельзя решить на том же уровне мышления, который породил их. В то же время именно это мы и пытаемся сделать. Мы боремся с терроризмом, нищетой, преступностью, культурными конфликтами, с проблемами ухудшения состояния окружающей среды, здоровья, даже излишнего веса и другими «болезнями цивилизации», используя аналогичный тип мышления, те же средства и методы, которые и явились причиной этих проблем.

Новый образ мышления и обновленная модель поведения будут крайне необходимы в ближайшие годы. Без них нашу глобальную систему поглотит хаос. Однако распад ожидает нас только в случае, если мы не сможем использовать данную нам возможность выбрать лучший путь.

В то время, когда признаки глобального разложения уже показались на горизонте, у нас еще есть все шансы достичь и глобального прорыва. Если мы хотим использовать эту альтернативу, необходимо создать новый образ мышления, который положит начало новой цивилизации.

Новый образ мышления начинается с более глубокого понимания перемен, которые возвещают приход нового мира на место старого. Однако чтобы новый образ мышления стал эффективным, мы должны иметь некоторое представление о том, что он собой представляет. Говоря проще, каков он, процесс рождения нового мира?

Попробуем понять смысл слова тенденция. Определенные процессы в обществе — тенденции — приводят к значительным переменам по мере своего развития. Тенденции, локальные или глобальные, микро- или мега-представляют степень изменения: по мере их развития становится больше одних вещей и меньше других. Тем не менее, это не фундаментальная перемена, поскольку мир остается в значительной степени прежним, только одна категория людей при этом оказываются в лучших условиях, а другая в худших.

Если тенденции развиваются, не принося существенных разрушений, мы имеем то, что эксперты называют «оптимистическим сценарием».

Тенденции могут не только постепенно развиваться, но и прерываться, и давать начало новым тенденциям, новым процессам и другим условиям. Эту вероятность необходимо рассматривать, поскольку ни одна тенденция не действует бесконечно. Ее настоящее и будущее имеют свои ограничения. Это могут быть природные пределы, основанные на исчерпании ресурсов, или социальные и человеческие рамки, связанные с изменчивостью структур, ценностей и ожиданий. Когда сильная тенденция сталкивается с такими ограничениями, мир изменяется, и в игру вступает новая динамика. Экстраполяция существующих тенденций не помогает определить, каким будет мир.

Чтобы узнать, что происходит, когда тенденция прерывается, требуется более глубокое проникновение в суть дела. Необходимо выйти за рамки наблюдения текущих тенденций и следования по пути их ожидаемого развития — нужно знать кое-что о динамике развития системы, в которой наблюдаемая тенденция возникла и, возможно, исчезнет. Такое знание дает современная теория систем, особенно то ее направление, которое известно под популярным названием «теория хаоса». По причине неустойчивости многих аспектов современного мира, динамика развития, применимая к будущему, — это не линейная динамика классической экстраполяции, а нелинейная хаотическая динамика комплексной системной эволюции.

Динамика трансформации: краткий экскурс в Теорию хаоса

На заре XXI века мы больше не можем игнорировать тот факт, что существующие тенденции подходят к критическому порогу. По мере приближения к этим пределам мы приближаемся к точке хаоса. В этой точке некоторые тенденции изменятся или исчезнут, и их место займут новые. В этом нет ничего необычного: теория хаоса показывает, что эволюция комплексных систем всегда предполагает чередование периодов стабильности и нестабильности, последовательности и дискретности, порядка и хаоса.

Мы живем в начальных фазах периода социальной и экологической нестабильности — в критическом «окне принятия решений». Когда мы достигнем точки хаоса, к стабильным и «периодическим» факторам наших систем присоединятся «хаотические» или «необычные» факторы. Они возникнут спонтанно, по словам теоретиков хаоса, «как гром среди ясного неба», и приведут наши системы к критической точке, где будет выбран тот или иной из возможных путей эволюции.

В текущем «окне принятия решений» наш мир сверхчувствителен, так что даже незначительные колебания приводят к крупномасштабным последствиям. Это легендарный «эффект бабочки».

В определенной мере этот эфект применим ко всем комплексным системам, и, прежде всего, — к живым системам. Люди, как и другие сложные организмы, представляют собой сверхчувствительные си-

стемы, постоянно находящиеся на грани хаоса, таковыми же являются экологические и общественные образования, формируемые живыми системами. Эти коллективные системы шире и устойчивее, чем их отдельные члены, однако динамика эволюции систем применима также и к ним.

Эволюция индивидуальных и коллективных органических систем может быть описана дифференциальными уравнениями, которые показывают поведение систем в их отношении к принципиальным системным ограничениям. Это невозможно сделать по отношению к сообществам, формируемым человеческими существами, здесь наличие разума и сознания усложняет эволюционную динамику. Сознание людей — членов систем — влияет на поведение этих систем, делая его намного более сложным, чем поведение нечеловеческих систем.

В периоды относительной стабильности сознание индивидуумов не играет решающей роли в поведении общества, поскольку стабильная социальная система подавляет нестандартное поведение и изолирует тех, кто его проявляет. Однако когда общество достигает пределов своей стабильности и превращается в хаотическое, оно становится сверхчувствительным по отношению даже к незначительным колебаниям, таким как изменения ценностей, верований, мировоззрения и стремлений его членов.

Мы живем в период преобразований, когда в борьбе рождается новый мир. Наша эпоха — эпоха принятия решений, В этом окне принятия решений «колебания» — сами по себе мелкие, кажущиеся незначительными действия и начинания — прокладывают путь к критической «точке хаоса», в которой система поворачивается в том или ином направлении. Этот процесс не является ни предопределенным, ни случайным. Это системный процесс, который можно целенаправленно регулировать.

Сегодня мы можем создавать колебания — действия и инициативы — такого рода, чтобы они повернули мир в надвигающейся точке хаоса в сторону мира и поддержания жизненной

стабильности. Если мы осознаем, какая сила у нас в руках, и если у нас будет достаточно желания и мудрости использовать ее по назначению, мы станем хозяевами своей судьбы.

ЖЕЛАНИЕ — ОСНОВА ПРИРОДЫ

Одна причина, одно решение

Современный кризис ощущается во всех сферах человеческой деятельности — от глобальной до личной. Практически, в этом кризисе задействован полный спектр природы: неживая, растительная и животная ступени, а также человеческое сообщество. Поэтому недостаточно заниматься коррекцией отдельных областей — нам нужно отыскать корень всех проблем и обратить свои усилия на него. В этом разделе мы покажем, что за множеством неутешительных явлений нашей реальности стоит лишь одна причина. Поняв ее, мы сможем найти то единственное решение, которое станет универсальным и всеобъемлющим.

Начнем с осознания природы мира и человека. Осмысление законов и граней природы позволит нам увидеть, в чем мы ошибаемся и что должны сделать, дабы не только положить конец трудностям текущего этапа развития, но и устремиться к будущему, несравненно более совершенному и доброму.

Желание — основа природы

Изучение различных состояний природной материи показывает, что базисное стремление любой ее формы и всякого объекта состоит в том, чтобы поддерживать свое существование. Вместе с тем, в каждом состоянии материи это стремление проявляется по-разному. Жестко заданная структура твердых тел препятствует чужеродному проникновению «в их пределы», тогда как другие тела, наоборот, охраняют себя посредством движения и перемен. Возникает вопрос: что заставляет материю вести себя определенным образом и обосабливаться от других ее видов? Чем продиктованы действия любого объекта?

Глубинная сила, присутствующая в любой материи и в каждом объекте, обозначается как «желание существовать». Именно эта сила придает ей форму, определяя свойства и поведение. Обладая несчетным потенциалом форм и сочетаний, желание существовать лежит в основе всей материи мира. Чем выше уровень материала, тем большее желание существовать он выражает. Желания разных уровней материи — неживого, растительного, животного и человеческого — обуславливают процессы, происходящие на данном уровне.

Желание существовать действует согласно двум принципам:

• Сохранение текущей формы, то есть продолжение существования.

• Присоединение к себе того, что представляется ему насущным. Разные уровни материи отличаются друг от друга именно этим желанием.

Неживой уровень характеризуется самым наименьшим желанием существовать, а потому не нуждается в том, чтобы присоединять к себе что-либо извне. Он хочет лишь поддерживать свою текущую форму, свою атомную, молекулярную или кристаллическую структуру и т.п. Все остальное он отторгает, стремясь лишь к предотвращению изменений в себе. Отсюда и название: «неживой».

Растительный уровень обладает более высоким желанием существовать, качественно отличающимся от желания предыдущей ступени. Этот уровень претерпевает изменения, он «не удовлетворяется» одной лишь поддержкой собственного существования, в нем в дополнение к этому протекают определенные процессы: отношение растительного уровня к окружению является активным. Растения разворачиваются к солнечным лучам, устремляются корнями к источникам воды. Жизнь растения зависит от окружающей среды: от солнца, дождя, ветра, температуры и влажности. Получая из внешней среды вещества, необходимые ему для существования и развития, растение разлагает их и извлекает то, что ему требуется, а также выводит наружу вредные примеси. Благодаря этому оно и растет, оставаясь зависимым от окружающей среды намного более, чем неживой уровень. Кроме того, растения подчиняются жизненным циклам, они живут и умирают. Представители одного вида растут, цветут и увядают в определенное время года, согласно общим законам. Каждый вид развивается по общей схеме, и отдельные его части не обладают собственной индивидуальностью.

Животный уровень. Животные часто живут стаями, они мобильны и передвигаются с места на место в поисках пищи и пригодных для жизни условий. Одни животные должны поедать других или же питаться растениями, принимая их как силу, поддерживающую существование. На животном уровне уже заметно определенное развитие индивидуальности, вызывающее в особях личные ощущения и переживания, а также формирующее специфичные черты характера. Каждое животное ощущает окружающую среду в силу личной необходимости, оно тянется к тому, что полезно, и избегает того, что может причинить вред. Животным свойственен индивидуальный жизненный цикл, каждая особь рождается и умирает в отведенный ей срок, тогда как растения подчиняются смене времен года.

Уровень человеческий. Наконец, максимальная степень желания существовать соответствует человеческому уровню. Человек — единственное существо, развитие которого полностью зависит от себе подобных. Он обладает ощущением прошлого, настоящего и будущего. Человек не только подвергается влиянию окружающей среды, но и сам воздействует на нее. Люди непрерывно меняются, что обусловлено не столько степенью комфортности существования, сколько стремлением обладать тем, что есть у других. Однако и этим дело не ограничивается. Ведь человек не просто хочет иметь гораздо больше, чем его ближний, ему важно, чтобы у последнего было меньше, чем у него. Подобная ситуация повышает уровень относительной обеспеченности человека и доставляет ему удовлетворение. Потому человеческое желание обозначается такими терминами, как «эгоизм», «желание наслаждений» или «желание получать удовольствие».

Желание наслаждений — это весь материал природы во всей полноте ее многообразия. Всевозможные создания, многообразию которых нет предела, а также пути управления ими, как настоящие, так и грядущие — это лишь степени желания наслаждений.

Человек — не просто живое существо, которое «чуть больше развито, чем прочие представители фауны», он в корне отличается от особей, занимающих нишу животного уровня. Люди рождаются абсолютно беспомощными, однако в процессе своего развития достигают превосходства над всеми остальными живыми созданиями.

С пробуждением очередного желания, в нас рождаются новые потребности, и мы ощущаем необходимость в их удовлетворении. Для успешного выполнения этой задачи претерпевает развитие наш разум — иными словами, мы начинаем размышлять о способах наполнения внутренних пустот. Таким образом, умственное и интеллектуальное становление является прямым следствием роста желания наслаждений.

Если человек не чувствует недостатка в чем-либо, он никогда не разовьется. Только неудовлетворенное желание заставляет нас приводить в действие свой разум и искать пути решения проблемы.

Удовлетворение желания наслаждений ощущается нами в виде наполнения и удовольствия, а неудовлетворение — как опустошенность, отчаяние и страдание. Счастье человека зависит от возможности достичь наполнения пульсирующего в нем вожделения. Любое действие, от простейшего до сложнейшего, призвано лишь повысить удовольствие или уменьшить страдание. По сути, это две стороны одной медали. Известно, что человек не станет совершать ни малейшего движения без мотивации, движущей силы, то есть без расчета наличную выгоду. Он обязан представить себе, что в новом состоянии получит большее удовольствие, чем в текущем. Это предположение о выгоде и есть энергия движения.

Развитие человеческого желания наслаждений

Рост желания наслаждений пробуждал в человеке потребность развивать то, что имелось в наличии, и изобретать нечто новое. Чем больше желание, тем выше запросы, а это ведет к развитию интеллекта и к более четкому восприятию действительности. Именно неуклонный рост желания наслаждений продвигал нас вперед, инспирируя формирование человечества на протяжении всей его истории.

Вначале человеческий эгоизм проявлялся лишь в насущных телесных потребностях в пище, сексе, создании семьи и т.д. Эта база заложена в человечестве с древнейших времен. Однако индивидуум живет в обществе, и потому у него возникают более высокие, социальные стремления. Желание насладиться богатством, почестями, властью и славой изменили облик человечества. Они привели к классовому и иерархическому расслоению, а также к новым типам общественно-экономических структур.

Вслед за тем человек захотел наслаждаться знаниями. Желание это проявилось в развитии науки, образования, воспитания и культуры, его исторический отпечаток ощутим с эпохи Возрождения, со времен научной революции и вплоть до наших дней. Массовое образование также явились следствиями жажды знаний, требующей от нас познавать окружающую реальность. Нам нужно постоянно пополнять свой запас информации о мире, нам нужно знать все, вторгаться, исследовать и властвовать надо всем.

Желание является универсальным движущим фактором, и если под этим углом зрения взглянуть на процесс культурного, научного и технологического развития человечества, то мы придем к заключению, что именно растущее желание порождало все идеи, изобретения и инновации. Таким образом, желание наслаждений — это двигатель прогресса. Именно оно толкает нас вперед, обуславливая все, что происходит с человеком в отдельности и с человечеством в целом. Непрерывное развитие желания формирует настоящее, а также будущее, к которому мы идем.

ПРЕДЕЛЫ НАСЛАЖДЕНИЯ

«В нашей жизни возможны только две трагедии. Одна —

это когда не получаешь того, что хочешь, другая — когда

получаешь. Вторая хуже, это поистине трагедия».

Оскар Уайльд6

Изучив различные виды наслаждения — знания, власть, почести, богатство, а также пища, секс и прочие удовольствия, мы увидим, что во всех случаях максимальное удовлетворение ощущается при первом кратком контакте между желанием и его наполнением. Как только наполнение осуществилось, удовольствие начинает угасать. Наслаждение в удовлетворенном желании может продолжаться минуты, часы или дни, однако, в итоге, оно исчезает. Даже если человек долгие годы стремится достичь чего-либо, например почитаемой должности или престижной ученой степени, — но едва цель достигнута, блаженство ускользает из рук. Следовательно, наслаждение, удовлетворяя желание, аннулирует его.

Более того, входя в желание и покидая его, наслаждение формирует в нас новое стремление, вдвое превышающее предыдущее. То, что вчера доставляло нам удовлетворение, сегодня кажется совершенно недостаточным. Мы хотим намного большего. Вот, и выходит, что удовлетворение наших желаний увеличивает их и заставляет нас прилагать еще больше усилий, чтобы заполнить образовавшуюся пустоту.

Если человек не стремится достичь чего-либо, его ощущение жизни притупляется и затухает. Потому и общество постоянно обеспечивает каждого своего члена новыми желаниями, которые создают в нем ощущение жизни еще на одно почти неуловимое мгновение. Затем, снова и снова недолгое наполнение сменяется опустошением, и отчаяние растет.

Сегодня общество побуждает нас приобретать все больше и больше товаров, даже если у нас нет на это требуемой суммы. Агрессивный маркетинг, жгучее желание соответствовать социальным стандартам стимулируют нас к покупкам, намного превышающим наши реальные финансовые возможности. Спустя непродолжительный срок приятное возбуждение от очередной обновки рассеивается как дым, зато платежи будут сопровождать нас еще годы. В таких случаях разочарование от покупки не забывается со временем, а наоборот накапливается.

Богатство не ведет к счастью. Более того, установлено, что такие отрицательные эмоции, как гнев и враждебность, чаще испытывают люди весьма обеспеченные. Одно из возможных объяснений столь слабой связи между благосостоянием и жизнерадостностью указывает на то, что мы очень быстро привыкаем к физическому комфорту и новому уровню жизни, после чего переходим к ожиданиям еще больших удовольствий.

Из всего вышесказанного следует, что наша природа ставит нас в совершенно невыносимые условия: с одной стороны, наши желания наслаждений неуклонно растут, а с другой стороны, наполнение, достигающееся посредством многочисленных действий и усилий, ощущается лишь в течение краткого времени, а затем исчезает, оставляя нас вдвойне опустошенными.

За тысячелетия своей истории человечество разработало различные методики, чтобы справиться с извечной проблемой и отыскать подлинное удовлетворение желания наслаждений.

В большинстве своем методики эти основываются на двух ключевых принципах, позволяющих «обмануть» желание: формирование привычек, доставляющих чувство удовлетворения, и ослабление, нивелирование самого желания.

Решается задача уменьшения желания наслаждаться. Состояние человека с неудовлетворенным желанием намного печальнее, чем у того, кто этого желания просто не имеет. Первый страдает, тогда как второй «рад своей доле» и удовлетворяется тем, что есть. Особенно отточили эту методику восточные учения. Они разработали многочисленные и разнообразные системы, основанные на физических и духовных техниках, которые понижают степень желания и, как следствие — величину страдания.

В глобальном масштабе, далекоидущие последствия роста эгоизма ставят нас в особую ситуацию, не имеющую аналогов во всей человеческой истории. С одной стороны, глобализация демонстрирует нам, насколько мы взаимосвязаны во всех областях нашей деятельности, включая экономику, культуру, науку и образование, а с другой — наш эгоизм развился до такой степени, что мы не в силах выносить рядом с собой чужое присутствие. В действительности, мы всегда являлись частями единой системы, однако до сих пор не осознавали своей общности. Природа раскрывает перед нами этот факт путем одновременного воздействия двух противоположных сил. Одна из них объединяет нас в единое целое, а другая отвращает друг от друга и замыкает каждого в свой тесный уголок.

Несомненно, что если эгоистический путь развития человечества не претерпит радикальных изменений, оно окажется вовлеченным в следующую мировую войну с применением термоядерного оружия, в результате чего большая часть населения мира может быть истреблена.

Мы находимся в поворотной точке и, накопив опыт, начинаем понимать, что счастливое будущее не распростерло нам свои объятия. По всей видимости, наши дети будут жить хуже, чем мы. Ощущение кризиса, как в личной сфере, так и в общечеловеческой, вызвано осознанием того факта, что все наши достижения и все известные средства не сделали нас счастливыми. Поэтому нарастает чувство бессмысленности происходящего и опустошенности, депрессия и наркомания стали главными недугами современности. Таковы проявления беспомощности, охватившей нас потому, что мы перестали понимать, как и чем теперь наполнять свое желание наслаждений, ублажать свой эгоизм, безмерно разросшийся и не находящий удовлетворения, не поддающийся лечению ни одним из известных «снадобий».

Поэтому на сегодня ни одно из известных решений не поможет нам улучшить состояние дел. Только познав фундаментальные законы природы, согласно которым существует каждое живое тело и природа в целом, мы сумеем понять, в чем наша ошибка, и найти совершенную методику, позволяющую удовлетворить желание наслаждений, утолить разросшийся эгоизм. Методика эта приведет человечество к жизни, наполненной смыслом, уверенностью и покоем.

АЛЬТРУИЗМ — ПРИНЦИП ЖИЗНИ.

Исследуя природу, мы обнаруживаем проявление альтруизма. Термин этот происходит от латинского alter, что значит «другой», «чужой», он был введен в XIX веке французским философом Огюстом Контом (Auguste Comte), который определил альтруизм как противоположность эгоизму. Кроме того, альтруизмом часто называют стремление действовать на благо ближнего, любовь к ближнему, преданность и великодушие по отношению к другим, бескорыстную заботу о чужом благе.

По сути, оба этих термина — «альтруизм» и «эгоизм» — из всех существ характеризуют только человека. Ведь такие понятия, как «намерение» и «свободное желание», относятся лишь к человеческому роду. У других созданий нет возможности выбирать. Получение и отдача, поглощение и исторжение, а также охота за добычей и самопожертвование абсолютным образом укоренены в их генах и инстинктах. Однако мы будем использовать термины «альтруизм» и «эгоизм» в фигуральном смысле, чтобы облегчить понимание законов, управляющих жизнью в природе, и сделать из этого выводы на свой счет.

На первый взгляд, природа кажется нам ареной эгоистической борьбы индивидов, в которой побеждает сильнейший. Однако более пристальный и всесторонний взгляд выявляет общую картину: все формы борьбы и противостояний ведут как раз к еще большему равновесию, к поддержке существования друг друга, к оздоровлению системы и к более успешному развитию природы в целом.

Гармония между клетками живого тела

В каждом многоклеточном организме бросается в глаза любопытное явление. Если рассматривать любую клетку в отдельности, ее поведение представляется эгоистичным, она «помышляет» лишь о себе самой. Однако если мы посмотрим на нее как на часть системы, как на клетку тела, то обнаружим, что для себя она получает лишь минимум, необходимый для существования, а всю остальную свою деятельность устремляет на пользу организма. Клетка ведет себя подобно альтруисту, «помышляя» лишь об общем благе и действуя в соответствии с этим.

Между клетками тела должна соблюдаться полная гармония. В ядро каждой из них заложен генетический код, который содержит полную информацию, необходимую для потенциального создания всего тела. Каждая клетка обязана сознавать существование тела, каждой клетке должно быть известно, в чем нуждается тело и что она может для него сделать. В противном случае, тело не способно было бы существовать. Каждая клетка соразмеряет, сообразует и согласует свое бытие с общими нуждами организма. Вся жизнедеятельность клетки, начало и прекращение ее деления, обретение специальных навыков, движение в сторону определенной точки тела подчиняется общим потребностям.

Объединение создает жизнь на новой ступени.

Эгоистическая клетка — это раковая клетка.

Здоровые клетки тела подчиняются широкому спектру законов и ограничений. В отличие от этого, раковые клетки вообще не обращают внимания на ограничения. Рак — это такое состояние, когда тело разрушается собственными клетками, запустившими процесс неподконтрольного саморазмножения. По ходу этого процесса раковая клетка ведет непрестанное деление, не считаясь с окружением и не реагируя на запросы тела. Больные клетки разрушают окружение, создавая, тем самым, свободное пространство для своего роста. Они стимулируют ближайшие кровеносные сосуды к врастанию в злокачественную опухоль, чтобы подпитывать ее, и таким образом заставляют работать на себя весь организм.

Своей эгоистической деятельностью раковые клетки вызывают смерть. Они продолжают свое разрушительное дело, несмотря на то что это не несет им никакой пользы. Наоборот, смерть тела, в итоге, поставит точку и на его «убийцах». Вся та изощренность, к которой они прибегают, овладевая телом, ведет их лишь к самоистреблению. Так же и эгоизм, ублажая себя, ведет к смерти все, включая себя самого. Эгоистическое поведение и «невнимание» к общим нуждам — верный и прямой путь к гибели.

Как устроена природа

Не секрет, что один использует другого, дабы обеспечить собственное существование. Так заведено природой, это естественно, и дело тут не в жестокости, не в издержках и не в ошибочном взгляде на животный мир. Каждый уровень основывается на предыдущем. Растение, произрастая из неживой среды, как бы использует и уничтожает ее прежнюю форму существования. Животное, в свою очередь, поедает растение, а также других животных. В этом смысле, и люди не отличаются от представителей фауны. Действительно, разве человек лучше, если он тоже поедает животных и растения, причем делает это систематически и методично? Из материалов неживого уровня мы используем соль, воду и полезные ископаемые, однако в основном живем за счет растительного и животного уровней.

Люди являются частью природы

Можно, конечно, изобрести химические препараты, которые будут нас насыщать, однако это неестественно. Нужно понимать, что использование природных ресурсов не представляет никакой проблемы, если целью является обеспечение наших НАСУЩНЫХ потребностей. Тем самым человечество не разрушает природу, не приводит к эксцессам и катаклизмам. Нужно лишь правильно использовать каждый природный уровень, поскольку он предназначен именно для обслуживания более высокой ступени.

Все в природе сводится к единству

Эволюция природы доказывает, что процесс глобализации, превращения всего мира в одну «маленькую деревню» неслучаен, он является естественным этапом развития цивилизации по направлению к достижению общей гармонии. В итоге, сформируется единая система, все части которой будут взаимосвязаны обоюдными отношениями и сотрудничеством ради общих интересов.

Всякий эволюционный процесс включает в себя этапы индивидуализации, конфликтов и соперничества, в итоге которых индивиды объединяются в общую гармоничную систему.

Все в природе сводится к единству

Миллиарды лет назад Земной шар населяли бактерии. Они размножались, что привело к конкуренции за природные ресурсы, такие как пища и ареалы проживания. Вследствие этой конкуренции возник новый организм, лучше приспособленный к условиям окружающей среды, — колония бактерий. Фактически, это единое сообщество, действующее как одно тело. Подобным образом одноклеточные организмы развились в многоклеточные, вплоть до возникновения сложных живых тел растений, животных и, наконец, человека.

У каждого индивида есть свои личные интересы, эволюция же заключается в том, что все индивиды соединяются в одно тело и действуют на благо его общих интересов. В нынешних процессах, переживаемых человечеством, обязательный этап на пути к возникновению единой общечеловеческой семьи — сообщества, которое обеспечит интересы всех, если только мы станем его полноценными частями.

Глубокое изучение фундаментальных законов природы показывает, что альтруизм — это основа жизни. Каждый организм и каждая система состоит из совокупности клеток или частей, действующих сообща, восполняющих друг друга путем отдачи и взаимопомощи. Все части природы крепко взаимосвязаны и что общий закон мироздания —есть альтруистическое объединение эгоистических частей, а короче: закон альтруизма.

Сила природы выстроила жизнь таким образом, что каждая клетка обязана быть альтруистичной по отношению к другим ради построения живого тела. Природа создала законы, согласно которым клетки и органы «склеиваются» в живое тело посредством своих альтруистических взаимоотношений. Отсюда следует, что сила, которая создает и поддерживает жизнь в природе, является бескорыстной силой любви и отдачи, стремящейся формировать жизнь, основанную на соблюдении закона альтруизма, на гармоничном и сбалансированном существовании всех частей единого целого.

Все компоненты природы, кроме эгоизма человека, действуют в соответствии с законом альтруизма, пребывают в равновесии со своим окружением и создают гармоничные системы. С нарушением баланса организм начинает разрушаться, а потому способность восстанавливать равновесие является условием его существования. Фактически, все защитные силы тела устремлены на поддержание баланса. Говоря о мощи или слабости организма, мы имеем в виду его способность сохранять равновесие.

Необходимость в поддержании баланса обязывает каждого индивида к альтруистической деятельности по отношению к той системе, частью которой он является. Именно соблюдение равновесия лежит в основе всеобщей гармонии и совершенства природы. Если какой-либо индивид не подчиняется этому принципу жизни, принципу альтруизма, тем самым, он нарушает равновесие. Два данных термина — альтруизм и равновесие — сопряжены друг с другом, как причина и следствие.

Послесловие 1: В ноябре 2005 года в Токио состоялся форум Всемирного Совета Мудрецов. В нем приняли участие ведущие ученые, политики и деятели культуры. В последствии были проведены аналогичные конгрессы в Швейцарии, Германии и Канаде. Один из параграфов итоговой декларации токийской встречи гласит:

«Наш мир находится в очень тяжелом состоянии, и основные тенденции развития ведут его в ошибочном направлении. Это путь не к стабильности, а к социальным взрывам, бедности, общественному дисбалансу, террору, войне и разрушению. Однако пока еще не ясно, пройдем ли мы по этому разрушительному пути до конца или изберем более просвещенный путь. Выбор позитивного курса не сопряжен с большими трудностями. Для этого требуется лишь переход к иному мышлению. Мы близки к пропасти, а значит, то, что мы делаем — то, что делает каждый человек, — может склонить чашу весов в ту или другую сторону. Именно перед обрывом в пропасть открывается окно для кардинальных решений, и тогда действия маленьких групп и даже одиночек обретают наивысшую важность».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *